Духовно-нравственное воспитание

«Моя мама приехала из Москвы. Когда она зашла в квартиру, я побежала ее встречать. Но потом, посмотрев внутрь себя, я поняла, что бежала-то не к маме, а к подаркам, которые она мне привезла. Мне от этой мысли стало очень стыдно. И, когда мы зашли в комнату, я крепко обняла своего самого родного человека», – это строки из сочинения восьмиклассницы. А вот семиклассница: «Как-то на уроке задумалась: почему я боюсь получить тройку или двойку? Ведь этому страху я посвящаю большую часть времени и многое не слышу на уроке, часто за этими мыслями не понимаю материал. Когда пришла домой, стала размышлять: ведь оценки, которых я боюсь, могут мне помочь увидеть, над чем нужно поработать. Теперь я на уроке не боюсь, а работаю». Скажете: «Это же взрослые дети, школьники! Их уже воспитали!» А вот – три годика: ребенок учится считать до десяти, но забывает «три», «пять», «восемь» – сидит на стульчике расстроенный. Папа ему говорит: «Сын, не все сразу, у тебя обязательно получится». Сын встает и говорит: «Пойду в спальню – подумаю». Через некоторое время выбегает из спальни, бежит к папе и кричит: «Папа, у меня получилось: раз, два, три, четыре, пять! Я побыл сам с собой и посчитал!»
Где дети нашли ответы на волнующие их вопросы? У кого искали помощи? Как мы видим, каждый из них заглянул внутрь себя. Посмотрел, что там, как там – внутри меня? Что волнует, что мешает, что делать, что главное? И у них это получилось натурально, естественно. Значит, у человека есть такая способность – обращать взгляд внутрь себя, как говорил Сократ, познавать себя. И дети могут естественным образом развивать ее в себе, если есть учитель, который может вести по такому пути познания себя, своего духа. Это и есть духовно-нравственное воспитание. В чем оно заключается? Попробуем разобраться, что включает в себя духовность и что такое нравственность? Иногда мы считаем, что духовность, нравственность, моральность – это равнозначные понятия. Но если поразмышлять, то можно увидеть существенную разницу. Итак, духовность… Что-то связанное с духом, если смотреть на строение слова. А что составляет дух человека? Вот несколько цитат из разных источников: «Там русский дух, там Русью пахнет», «Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу», «Объем мышц на теле – вовсе не определяет параметры внутренней силы Человека».
Исходя из этих примеров, мы видим, что дух – это внутренняя сила. Значит, духовность – это то невидимое, внутреннее, из чего мы состоим. А это что? Думаю, это наши мысли, чувства, желания, наше истинное отношение к людям. Можно сказать – это тот я, который настоящий. Но этот человек для окружающих невидим, его узнать могу только я. Узнавая себя, каждый человек способен увидеть свои недостатки, те некачества, которые не дают быть счастливыми: раздражение, зависть, ложь, лень, злость… Когда человек старается исправить свои недостатки, старается стать лучше, он становится на путь духовного развития. Когда же видит свои некачества и не желает исправляется – это бездуховность. Если духовность – это внутреннее, то нравственность – это то, как ведем себя внешне: в обществе, в семье. Это «извините», «спасибо», «пожалуйста», это вежливо попросил, уступил место, поблагодарил. Но согласитесь, я могу улыбаться человеку, благодарить его, но при этом такое думать о нем!.. И духовное, и нравственное может быть едино – тогда это очень хорошо! А может быть совсем не единым – тогда это плохо: «Одно на уме, другое на языке». И это уже лицемерие. В этом и заключена особенность: духовный человек всегда нравственный, а нравственный человек далеко не всегда духовный. Так и детям нужно объяснять, что такое духовность, а что такое нравственность. Т.е. важно не то, что вовне, а то, что внутри меня, тот человек, настоящий, который переживает, стыдится, боится, верит, надеется, любит.
Изучение себя внутри – это есть духовная наука, человека этому нужно учить. Он должен знать, как действуют законы жизни. Кто верует в Бога, конечно же, это законы Божьи. Также эти законы звучат в сказках, пословицах, поговорках: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Жить – Родине служить»…
Начинается наблюдение за собой с наблюдения за своей мыслью. Ведь мысль есть начало всех начал: начало поступка, начало открытия, начало как доброго, так и злого дела: «Каковы мысли – таковы дела». Для детей можно сказать, что мысль – это суперсила, которую нужно развивать.
И это уже не воспитание, а духовно-нравственное образование. Это первейшее, что нужно нашим детям. Не десять языков знать, компьютер или еще что-то, а действительно, вот этот образ обрести, человеческий. Мы должны их научить хоть сколько-то быть людьми – это первейшее образование, которое мы должны дать. А там, в зависимости от таланта, человек сам все добавит: и математику, и физику, и химию, и медицину, и кибернетику… Значит, духовность есть первейшее образование. Правильный образ – это выстроенные правильно ум, мысль, дух. Так строится личность, самосознание, мировоззрение. Так человек обретает свободу от обид, злости, зависти… И если внутри все в ужасном состоянии, то это означает простую истину: счастлив в таком состоянии не будешь, сколько б тебе не дали денег, власти, домов, машин… Мы знаем, что дух творит форму: каков дух в человеке, таков будет он, таким будет плод его труда. Наглядно это можно увидеть, например, в современных песнях, фильмах, танцах. Некоторые даже стыдно смотреть, слушать…
Не изучая духовные знания, обманываемся порой сами и обманываем своих детей: даем им вместо хлеба камень, ориентируем не на гавань, а на скалы, где многие и разбиваются, не отыскав своего счастья.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide