Поскольку семья – это ячейка общества, то всё начинается с каждой отдельно взятой семьи. Всё зависит от того, какое воспитание родители дают своим детям, какие ценности прививают им.
***
Я знаю семью, в которой пятеро детей. В основном, их воспитанием занималась мама – строгая, требовательная. Жизнь в селе многим отличается от жизни в городе. Мама работала на ферме – с раннего утра — нужно было идти на работу, коров доить, накормить их, прибрать за ними, потом – дневная дойка, потом – вечерняя. Домой приходила поздно вечером. А дома – своё хозяйство: коровка, свинки, курочки, уточки и т.д. За ними тоже уход нужен. Мама приучила всех своих детей работать по хозяйству с самого раннего детства. По сути, домашнее хозяйство + огород лежали на детских плечах. Дети есть дети: и погулять хочется, и поиграть. Поэтому, если что-то было не сделано по хозяйству – мама применяла, где слово, а где и тяжёлую руку по местам воспитания. В итоге – дети выросли трудолюбивые, уже все взрослые; работы не боятся, на работе, где они работают – их уважают и ценят, потому что к своей работе они относятся ответственно и выполняют её качественно.
***
В другой семье тоже так сложилось, что воспитанием двух сыновей занималась, в основном, мама. Души в них не чаяла – «оберегала» их от домашних дел. В городе, в квартире, для парня особо какая работа? Лампочку поменять, кран починить, если потёк, ремонт раз в десять лет сделать, на рынок сходить за покупками, чтобы маме помочь. Нет! Ни в коем случае мама не «нагружала» своих подрастающих сыновей. Да, ещё приговаривала: «Пока я жива, мои дети работать не будут». Сыновья выросли, совершенно ни к чему не приспособленные, с горем пополам окончили Институт (и то, больше, мамиными «стараниями»). И вот, сыновьям – одному около тридцати лет, другому – около сорока, вдруг, мама скоропостижно умирает. Кормить их теперь некому, идти работать, зарабатывать деньги у них нет ни малейшего желания, семьи не создали. Живут теперь в родительской квартире, ни уборку сделать, ни краны текущие починить, ни окно застеклить – ничего не умеют, да и не хотят.
Сами себе ладу не могут дать. Да, и насколько они ценны для общества? А общество о них заботу проявляло: в школе бесплатно учились, пользовались бесплатной медицинской помощью. В Институте их место мог бы занять кто-то старательный, но кому не хватило баллов, чтобы поступить, и работали бы потом на предприятиях, и пользу обществу приносили.
***
Саша, парень-подросток, студент, подающий преподавателям хорошие надежды, попросил у родителей деньги, чтобы пойти с друзьями в кино. Родители дали ему деньги, надеясь, что сын, и вправду, пойдёт в кино. Но, ребята решили за родительские деньги купить спиртные напитки, и уговорили Сашу выпить вместе с ними. Саша пытался отказаться, но, «бывалые» уже ребята, стали над ним посмеиваться, И Саша, не желая выглядеть в глазах своих друзей паинькой (очень уж хотелось им угодить), согласился. После выпитого спиртного у Саши изменилось настроение. Из добродушного парня, он вдруг превратился в агрессивного человека. Стал задираться с другими ребятами, завязалась драка, в результате которой по вине Саши погиб человек.
Родители ждали сына дома, но, вместо родного дома, Саша оказался в тюрьме. Из Института отчислили. В биографии появилось большое тёмное пятно. По освобождении из тюрьмы нигде не мог устроиться на работу.
***
Папа – Учёный с регалиями, с хорошим материальным достатком, при хорошей Должности. Сын ни в чём не знал отказа. Нужны деньги? Сколько? На!
На что сын тратил деньги, отец вначале контролировал, потом – из-за занятости на работе, давал деньги, не спрашивая отчёта. Вначале понемногу, потом – всё больше и больше, сын втянулся в пагубную страсть, игру в рулетку. Папа всё время погашал долги сына, материальное состояние постепенно «таяло». Из-за неприятностей с сыном, у отца стало болеть сердце. Инфаркт, и сердце Учёного остановилось. А сколько мог ещё принести пользы обществу своими научными открытиями! И сын трагически закончил жизнь в молодом возрасте. А он, как и отец, был очень талантливым человеком, но использовал свои способности не по назначению.
Мы привели несколько примеров, часто встречающихся в повседневной жизни граждан. Мы хотели отразить то, что в семьях применялись разные методы воспитания – и то, насколько ценными или не нужными, а, возможно, и опасными, повзрослевшие дети становятся для общества. Как мы видим из рассказанных историй, ни карьера, ни большое количество денег, ни «добренькость» родителей по отношению к своим детям, не явились источником счастья и благополучия в семьях, а, наоборот, нанесли урон обществу.
Семья же, где воспитывается трудолюбие, является источником хороших, полезных для общества, крепких морально и физически, людей.
От того, насколько благополучна Семья, зависит то, насколько крепко Государство.