Путь к смирению долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Св. Феофан Затворник говорил: «Лучший и единственно верный путь к смирению, есть послушание и отречение своей воли. Без этого можно развить в себе гордыню».
Смирение – это состояние, которое возникает у нас на пути познания Бога в себе. Когда осознаём свою немощь души, видим, что душа больна тщеславием, гордыней, эгоизмом, признаём величие Бога, желаем исправиться и просим Отца Небесного о помощи, об исцелении души, боремся со своими страстями, особенно с тщеславием и гордыней, учимся быть милосердным, скромным, кротким.
Научиться смирению мешает гордыня, превозношение над другими. Чтобы прийти к смирению, нужно не сравнивать себя с окружающими, не осуждать, не превозноситься, не хвалить себя, когда что-то получается хорошо, а понимать, что это помощь Божья. Понимать, что другие люди тоже больны душой, как и я.
Проявление смирения – это истребление в душе всякого гнева, памятование о своих грехах, внимательное отношение к своей душе. Нужно принимать поводы для смирения с терпением, покаянием, милосердием, благодарностью.
Старец Герман Ставровуниот: «Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу. Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен».
Преподобный Антоний Великий. «Прежде всего, не считай себя чем-либо, — и это породит в себе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре)».
Информация с сайта Наука Отцов Небесных