Быть скромным в мыслях, чтобы не тщеславиться

Наш ум проявляется в наших мыслях, которые непрерывным потоком текут в нашем сознании, не прекращаясь даже во сне.
Как пишет Феофан Затворник: «Чаще всего наши мысли толкутся в нашей голове подобно стае мошек, однообразно, беспорядочно, бестолково и бесплодно».
Человек, который хочет быть скромнее, должен хранить свой ум от греховных помыслов. Самое важное в хранении ума – это постоянная память о Боге. Об этом говорит преподобный Исаак Сирин: «Что случается с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, оставившим памятование Бога и блуждающим в воспоминаниях мира сего»
Хранить скромность в мыслях непросто. Нужно трезвить себя, задавая вопросы: о чем я сейчас думаю? Хвалю себя или каюсь и благодарю? Превозношусь над другими и осуждаю их? Присваиваю результаты работы над собой себе?
Апостол Павел говорил: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Если мы видим, что наш ближний проявляет в своих поступках негатив, не нужно думать, что я лучше. Каждый болен душой, у каждого свои грехи и страсти.
Старец Паисий учит нас: «Нужно найти добрый помысел, искать не то, за что бы наказать человека, а за что его оправдать».
Скромность является свойством человека, свидетельствующим о его внутренней силе. Скромный не ответит обидой на обиду, на клевету клеветой, на оскорбление оскорблением, вовремя уступит, знает где помолчать, а где доброе слово сказать. Это человек, который имеет в душе мир и радость, благодарность и уважение к Богу и людям.
Скромность – это не стеснительность и боязнь, а прежде всего смирение перед Богом, признание своей немощи и понимание, что без Бога со своими страстями не справлюсь.
Скромность помогает человеку быть сдержанным, не кричать всем вокруг о совершенных поступках, а с любовью и заботой делать добрые дела для других, не ожидая похвалы и награды.
Благое дело – держать себя скромно, стараться скрыть свои заслуги, если они есть, и тем более не присваивать себе заслуг, не лезть вперед, не быть о себе высокого мнения, считать себя ниже всех, видеть свои грехи, каяться в них и с Божьей помощью исправляться. Стараться воспитать в себе скромность, живущую не только снаружи, но и внутри наших сердец.

Информация с сайта Наука Отцов Небесных

1 комментарий к “Быть скромным в мыслях, чтобы не тщеславиться”

  1. Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощенным божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевленным миром. Поскольку он отрицает или нарушает веления сердца и совести, постольку он бесчестит имя небесного отца, а не святит имени его на земле; поскольку же он следует им, он святит его имя и получает от полноты его власти. Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, — таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущает помысл о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота — жить разумно в мирном общении с людьми.

    Ответить

Оставьте комментарий

rfwbs-slide