О работе над гордыней. Часть 11

Разделяя небесную и земную, духовную и материальную жизнь, люди утрачивают способность видеть Правду и осознавать себя и свою жизнь. Обычные человеческие дела становятся инструментом гордыни, потому что она стремится проявиться во всем, подчинить себе человека как профессионала своего дела, как семьянина, как гражданина. Человек пускает в общество нечистую силу, выполняя свои должностные обязанности, воспитывая детей или развивая свое государство. Что он производит помимо продукции или оказания услуг, чем он пропитывает отношения в своей семье и чем славит свою страну? Если он к тому же желает чувствовать только приятную для себя сторону жизни, то умом блокирует нежелательные реакции и ощущения, не разбираясь в источниках и причинах их происхождения. Чувства трудны для контроля, особенно когда у человека много страстей, а в гордыне человек стремится отсечь мысли, чувства, слова и дела, которые могут стать проявлением слабости и предъявить человеку Правду о самом себе.

Пример № 24
Человек желает стать хорошим специалистом, например, врачом, экономистом или производственником. Гордыня движет учиться на «отлично», постигать профессию и качественно выполнять свои обязанности. Уровень мастерства закономерно растет, и человек начинает считать себя незаменимым работником, услуги которого должны высоко оцениваться, будь-то в денежном эквиваленте или в почитании и даже в преклонении перед его талантом. Так постепенно все, что человек делает на своей работе, приобретает примесь гордыни и эгоизма, их концентрация увеличивается. Он – хороший специалист, его ценят в коллективе, он продвигается по служебной лестнице. И вместе с его карьерным ростом и полномочиями растет и его гордыня, а все таланты и профессиональные навыки человека становятся ее орудием и, если нужно, оружием. Со временем аппетиты и требования увеличиваются – человек считает, что ему должны платить больше, или все решения должны приниматься с его согласия, что его труд самый качественный и основополагающий. Он стремится выполнить свой долг, его квалификация и прибыли предприятия растут, а вместе с ними и самомнение такого специалиста. Все, что им достигнуто – интеллектуальные и материальные средства, служит гордыне. Сознание раздувается от планов и перспектив – гордыня движет воспроизводить знания и умения, а жадность присваивает их себе. В таком режиме предприятия и люди работают на износ, потому что аппетиты гордыни безмерны и не воспроизводят жизненных сил.
Люди с такой жизненной позицией часто становятся материалистами, отрицающими Бога, ведь всего достигают они сами. Сами учатся, сами трудятся, сами планируют и воплощают свои цели. Когда планы рушатся, возникает уныние и обида. Все созданное с его участием человек считает своим детищем, поэтому, как только его интересы не будут удовлетворены, он постарается присвоить результаты коллективного труда или уничтожить их. Иногда вместе с планами разрушаются предприятия, и люди вынуждены искать работу, а пока продолжается поиск, они углубляются в домашние дела. И здесь гордыня диктует свои правила – человек, либо все также старается больше делать, чтобы подпитывать свою значимость, либо вовсе отходит от дел, пуская все на самотек. Бывает так, что эти два состояния сменяют друг друга – за периодом бурной деятельности следует бездействие и апатия.
Человек в своей активной, но бездуховной деятельности насилует свою душу. Не обладая нужными инструментами, знаниями и качествами, он выжимает из себя все соки, чтобы питать гордыню. Именно в этом процессе человек старается найти источник питания – место работы, где он не столько трудится на благо общества, сколько подкрепляет свою значимость и гордыню. Неудивительно, что жизнь периодически отсоединяет таких людей от источников питания – они теряют работу или здоровье, пока не перестроят своего мышления и поведения.
Любое дело без смирения – это гордыня в действии. Этими делами может строиться жизнь, но сам процесс будет ограничен во времени, потому что имеет технологические нарушения – в нем отсутствует самое главное производство – любви к жизни, к Богу и к людям. Человек может прилагать массу усилий, стремиться учиться и работать, но гордыня, которая стоит во главе угла его жизни, закрывает все возможности и пути, потому что все должно принадлежать ей. Труд и его плоды пропорционально присваиваются гордыней – чем больше работает человек, тем больше у него оснований считать себя бесценным работником. В этом отношении к себе он уже не помнит, что помогает ему Бог, что уважение, дружба и взаимопомощь – это основа здоровых отношений в обществе.
Решение: самоконтроль с Божией помощью → осознанность и память о своем месте и малой мощности → смирение → труд от души и для души.

Пример № 25
Как в земном измерении невозможно достичь Правды без небесной меры, так и духовность проверяется по житейским делам и отношению к жизни, к людям, к себе. Лучше всего духовность выражают дела и чувства. Они неотделимы друг от друга, потому что чувствовать можно лишь то, что имеешь в себе, а это имение есть следствие умения, конкретно выполняемого дела и, конечно, Божией воли и благодати.
Бывает, человек держит под контролем свои мысли, слова и дела, он навёл в этой сфере своей жизни, по его мнению, порядок, и ни в коем случае не допускает в себе чувствования отрицательных реакций. Он не желает этих чувств, потому что это боль, неудобные, порою унизительные для человека ощущения. Он считает их проявлением слабости, поэтому главенствует ум, а чувства выключены или настроены таким образом, что воспринимают лишь то, что нравится, удобно или выгодно, т.е. человек в своих чувствованиях стремится только к удовольствиям. Все, что не соответствует его потребностям, выводит его из себя, и тогда его чувства обнажаются, выходят из глубины на поверхность. Оказывается, что он не так хорош, как желает о себе думать. У некоторых людей в случае возникновения нежелательной ситуации срабатывает противоположная реакция – они еще глубже погружаются в себя, разрывают контакты с окружающим их миром и еще больше теряют связь с жизнью. Отрицательные чувства и эмоции очень тяжелы и разрушительны, поэтому человек их не исправляет, а избегает, отвергает и блокирует, накапливая их в себе грузом душевных ран.
Человек не позволяет себе чувствовать себя, окружающих людей и жизнь, потому что не все его чувства и эмоции такие доблестные, как он желает. Есть те, которые прямо указывают на его слабости или слабости окружающих людей, которые он также не желает ощущать. Ведь это особая нагрузка на его душу, и чувствительность к ней он старается блокировать в себе, а со временем дар чувствовать теряется, и человек уже не может в полной мере ощутить боль другого человека. Да и свою боль он также не чувствует. Он думает, что его душа не болит, но он ошибается. На самом деле душа болит, но положение усугубляется тем, что теряя чувствительность, он не может, а в гордыне и не хочет, адекватно и правдиво осознавать свое положение. В своем умствовании он силен, а всякая боль быстро выводится на периферию и вглубь души.
Так действует гордыня – человек не хочет чувствовать слабости: страдание, страх, жадность, зависть, ревность, сребролюбие, чревоугодие. Однако человек болен, а значит, болезнь развивается, раны углубляются. Боль и травмы есть, но человек упорствует в своем «я – сильный». В гордыне отвергает в себе чувствование своих страстей, заменяя их умозрительной работой, которая пополняет знания, но не изменяет самой души человека. Наступает момент, когда нарушается механизм чувствования не только боли и слабостей, но и любви, радости, счастья. Человек не может радоваться жизни, счастью ближнего, воплощению Божиего промысла.
Счастье – это в большей мере чувствование Бога, чем Его умозрительное знание. К этому чувствованию человек приходит через настройку своих мыслей и чувств. Это гораздо больший труд – чувствовать, потому что он включает в себя соединение мыслей и чувств, их познание и понимание. Это труд несения нагрузки чувствования жизни во всех ее проявлениях, а для этого душа должна быть сильной умением терпеть, любить, смиряться. Это предполагает способность вместить в себя больше, чем ты сам. Для этого необходимо вырасти, научиться служить и посвящать свою жизнь не себе, а миру. Быть счастливым только умом не получится, потому что счастье – это чувствование Благодати в душе, что предполагает и чувствование Бога, жизни, людей, окружающего мира. Умом можно знать, но не чувствовать, а значит, не иметь полной меры бытия.
Своя боль для гордого человека не допустима – он не желает о ней знать, поэтому прячет или отрицает ее в себе. При ее возникновении он разными способами старается ее избежать, даже прикрываясь ею, потому что больно. Не желая уметь чувствовать боль, человек остается слабым – он силен лишь в своих суждениях – в мыслях и на словах. Ведь так просто давать оценки себе и другим, когда сам не пережил и не понял тяжести того или иного чувства. Однако каждое из них, особенно те чувства, которые болезненны для души, требуют от нее стать сильнее – научиться терпеть, прощать и просить прощения, понимать себя и ближнего, любить Божью Волю. Это делает душу сильной не в мыслях и словах, а на деле. Эти силы позволяют ей глубоко чувствовать радость и счастье, жизнь, себя, ближнего и самое главное – Бога, потому что Он – это вся жизнь.
Если человек в своем служении Богу и людям прикладывает усилия, чтобы принять, понять, почувствовать и помочь, его душа становится глубже, тоньше и восприимчивее. Эта нагрузка требует от человека больше труда, но именно ею он и счастлив – возможностью помочь от души и для души и радоваться тому, что радует Бога и ближнего.
Решение: осознание и контроль чувств в совокупности с мыслями, словами и делами → очищение души от недобрых чувств и эмоций → смиренное восприятие себя и жизни → сосредоточенность на чувствовании Бога.

Информация с сайта Наука Отцов Небесных

Оставьте комментарий

rfwbs-slide