О работе над гордыней

Работа над гордыней – одна из самых сложных задач души, потому что эта страсть первородна – она рождается первой и порождает прочие грехи. Она многогранна и хитра, глубока в тесном сплетении с природой души. Она требует соответствующей работы над ней для исцеления души, которое заключается в том, чтобы широко и глубоко отследить систему реакций души, остановить негативные процессы и с Божией помощью восстановить здоровые механизмы, правильно применяя высокодуховные инструменты.

Пример №1
Все добрые дела человек совершает с Божией помощью. На этой волне благополучия и успеха начинается искушение, которое может миновать только бдительный человек, старающийся никогда не разлучаться с Богом в своей душе. В какой-то момент гордыня говорит человеку, какой он очень умный и талантливый. Человек поддается и отключается от Бога – теперь он поглощен собой и своей гордыней. Некоторое время ему может казаться, что он по-прежнему на многое способен и все у него получается, пока не случается неудача, ведь далее он уже поступает по собственной воле и, соответственно, без Божией поддержки. У человека начинается неверие, которое тормозит его деятельность, но не прекращает распространение инфекции гордыни.
Бывают иные случаи, когда без явных причин в душе человека поднимаются производные гордыни, оказывающие влияние на гордыню. Они могут сдерживать свою производительницу или наоборот способствовать ее развитию. Это зависит от поведения человека. В данном случае, потерпев неудачу, человек впадает в неверие – он не верит ни Богу, ни себе. Таким образом, следствие в некоторой степени сдерживает рост своей причины – он останавливается, но далее наступает следующая опасность. В этой замкнутости гордыни и неверия, человека накрывает уныние. Либо человек, настаивая на исполнении своих желаний, упорствует в своей гордыне, предпринимает безрезультатные действия и в неудачах обижается, злится и жалуется. Эти формы проявления гордыни можно соответственно обозначить как пассивный ропот – глубоко переживаемое в душе уныние и активный ропот – изливаемые во вне недовольство и претензии. От одного до другого бывает всего лишь один шаг.
Решение: смирение → вера → радость.

Пример №2
Еще одним механизмом проявления гордыни является жалость. Жалея кого-то, человек осуждает тех людей и обстоятельства, которые имеют фактическое или возможное по его мнению отношение к плачевному состоянию дел того, по отношению к которому направлена жалость. И, если жалость, как правило, более заметна и предстает добрым побуждением души, то автоматически возникающее при этом осуждение становится заметным только при более глубоком изучении внутренних и внешних реакций души. Идентифицировав осуждение, следует помнить, что оно является производным гордыни и в то же время – ее питанием. Следовательно, за жалостью человек, скорее всего, не заметит, что она является продолжением гордыни. В изучении природы жалости, выявляется такая последовательность: жалость ← осуждение ← гордыня. В этой ненастоящей доброте человек упускает из виду соотношение Божьей Воли и воли человека, попавшего в затруднительное положение, и считает себя компетентным в вопросах справедливости и милости. Не учитывая причин поучительной ситуации и цели Божиего урока, жалеющий человек ограниченным кругозором меряет судьбы окружающих его людей, неправильно им помогая или осуждая и взращивая свою гордыню.
Решение: смирение → вера → понимание.

Пример №3
В работе над гордыней человеку также мешает неправильное определение причины и следствия. Подмена понятий может быть по неведению или для сознательного сокрытия болезненных точек сознания, а именно нежелания трогать гордыню. Например, человек может скрывать свою гордыню за болью, выставляя ее как защиту от посягательств и оправдание своего мышления и поведения. И чем более будет стараться «давить на жалость», тем более эти оправдания будут перерастать в агрессию. Так гордыня из пассивной защиты переходит в активное наступление, а человек, не замечая, что он уже сам бьет мыслью, словом или даже делом будет думать, что он спасается, и искать виноватых. На самом деле так он нашел ширму для гордыни. Как только ей становится неудобно, он защищает ее от воздействий, как своих, т.е. он сам не может и не хочет к ней подступиться, и тем более от помощи Божией и окружающих его людей. В гордыне человек искусно прячет свои недостатки за душевной болью, не понимая, что тем самым он развивает саму болезнь, и соответственно, уже на уровне импульсов в нем срабатывает реакция защиты. Только защищает он не организм, а болезнь, потому что гордыня искажает действие духовного иммунитета души. Такая система связей и реакций опасна глубоким сращиванием физиологии души с гордыней. Всякое посягательство на нее воспринимается человеком как угроза своей личности. Гордыня, хоть и стала частью человека, но его душа все же как целое происходит от Бога.
Бывает, что гордыня прячется за скромностью. Человек думает, что он имеет о себе низкое мнение, поскольку у него мало сил и знаний для выполнения требуемой работы. В действительности же оказывается, что он, не желая брать на себя ответственность и трудиться, желает только благ, а проявляется эта гордыня жалостливым ропотом, который слышен в оправданиях ложной скромности. В обоих случаях человек в качестве причины своего неправильного поведения – гордыни – называет следствие и в то же время использует его как инструмент защиты гордыни – боль или ложную скромность. Умаляя или защищая себя в целях сохранения гордыни, человек ее растит.
Решение: Правда → смирение → вера.

Работа над гордыней – одна из самых сложных задач души, потому что эта страсть первородна – она рождается первой и порождает прочие грехи. Она многогранна и хитра, глубока в тесном сплетении с природой души. Она требует соответствующей работы над ней для исцеления души, которое заключается в том, чтобы широко и глубоко отследить систему реакций души, остановить негативные процессы и с Божией помощью восстановить здоровые механизмы, правильно применяя высокодуховные инструменты.

Пример №1
Все добрые дела человек совершает с Божией помощью. На этой волне благополучия и успеха начинается искушение, которое может миновать только бдительный человек, старающийся никогда не разлучаться с Богом в своей душе. В какой-то момент гордыня говорит человеку, какой он очень умный и талантливый. Человек поддается и отключается от Бога – теперь он поглощен собой и своей гордыней. Некоторое время ему может казаться, что он по-прежнему на многое способен и все у него получается, пока не случается неудача, ведь далее он уже поступает по собственной воле и, соответственно, без Божией поддержки. У человека начинается неверие, которое тормозит его деятельность, но не прекращает распространение инфекции гордыни.
Бывают иные случаи, когда без явных причин в душе человека поднимаются производные гордыни, оказывающие влияние на гордыню. Они могут сдерживать свою производительницу или наоборот способствовать ее развитию. Это зависит от поведения человека. В данном случае, потерпев неудачу, человек впадает в неверие – он не верит ни Богу, ни себе. Таким образом, следствие в некоторой степени сдерживает рост своей причины – он останавливается, но далее наступает следующая опасность. В этой замкнутости гордыни и неверия, человека накрывает уныние. Либо человек, настаивая на исполнении своих желаний, упорствует в своей гордыне, предпринимает безрезультатные действия и в неудачах обижается, злится и жалуется. Эти формы проявления гордыни можно соответственно обозначить как пассивный ропот – глубоко переживаемое в душе уныние и активный ропот – изливаемые во вне недовольство и претензии. От одного до другого бывает всего лишь один шаг.
Решение: смирение → вера → радость.

Пример №2
Еще одним механизмом проявления гордыни является жалость. Жалея кого-то, человек осуждает тех людей и обстоятельства, которые имеют фактическое или возможное по его мнению отношение к плачевному состоянию дел того, по отношению к которому направлена жалость. И, если жалость, как правило, более заметна и предстает добрым побуждением души, то автоматически возникающее при этом осуждение становится заметным только при более глубоком изучении внутренних и внешних реакций души. Идентифицировав осуждение, следует помнить, что оно является производным гордыни и в то же время – ее питанием. Следовательно, за жалостью человек, скорее всего, не заметит, что она является продолжением гордыни. В изучении природы жалости, выявляется такая последовательность: жалость ← осуждение ← гордыня. В этой ненастоящей доброте человек упускает из виду соотношение Божьей Воли и воли человека, попавшего в затруднительное положение, и считает себя компетентным в вопросах справедливости и милости. Не учитывая причин поучительной ситуации и цели Божиего урока, жалеющий человек ограниченным кругозором меряет судьбы окружающих его людей, неправильно им помогая или осуждая и взращивая свою гордыню.
Решение: смирение → вера → понимание.

Пример №3
В работе над гордыней человеку также мешает неправильное определение причины и следствия. Подмена понятий может быть по неведению или для сознательного сокрытия болезненных точек сознания, а именно нежелания трогать гордыню. Например, человек может скрывать свою гордыню за болью, выставляя ее как защиту от посягательств и оправдание своего мышления и поведения. И чем более будет стараться «давить на жалость», тем более эти оправдания будут перерастать в агрессию. Так гордыня из пассивной защиты переходит в активное наступление, а человек, не замечая, что он уже сам бьет мыслью, словом или даже делом будет думать, что он спасается, и искать виноватых. На самом деле так он нашел ширму для гордыни. Как только ей становится неудобно, он защищает ее от воздействий, как своих, т.е. он сам не может и не хочет к ней подступиться, и тем более от помощи Божией и окружающих его людей. В гордыне человек искусно прячет свои недостатки за душевной болью, не понимая, что тем самым он развивает саму болезнь, и соответственно, уже на уровне импульсов в нем срабатывает реакция защиты. Только защищает он не организм, а болезнь, потому что гордыня искажает действие духовного иммунитета души. Такая система связей и реакций опасна глубоким сращиванием физиологии души с гордыней. Всякое посягательство на нее воспринимается человеком как угроза своей личности. Гордыня, хоть и стала частью человека, но его душа все же как целое происходит от Бога.
Бывает, что гордыня прячется за скромностью. Человек думает, что он имеет о себе низкое мнение, поскольку у него мало сил и знаний для выполнения требуемой работы. В действительности же оказывается, что он, не желая брать на себя ответственность и трудиться, желает только благ, а проявляется эта гордыня жалостливым ропотом, который слышен в оправданиях ложной скромности. В обоих случаях человек в качестве причины своего неправильного поведения – гордыни – называет следствие и в то же время использует его как инструмент защиты гордыни – боль или ложную скромность. Умаляя или защищая себя в целях сохранения гордыни, человек ее растит.
Решение: Правда → смирение → вера.

Информация с сайта Наука Отцов Небесных

Оставьте комментарий

rfwbs-slide