Прелесть и как над ней работать

Прелесть – это «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей формой лести самому себе.
Прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя в мыслях, чувствах, а также дорогой одеждой, витиеватыми словами, наигранными поступками, жестами – виды прелести. Прелесть, являясь самообманом, порожденным страстями, разрушает человека. Спасительной опорой и внутренней защитой является желание придерживаться Правды Божьей. В состоянии прелести человек, как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Отец Небесный же учит человека быть самим собой, не позировать, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью.

Распространенные виды прелести.
По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), «прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной.
В духовной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности, не по разуму, о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: друзей, учителей и самого Бога.
Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать молитвенное правило, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя.
Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною».
Духовники различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии.
Первый род – это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, ангелов, духов, и считает себя достойным таких видений.
Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется «мнением», потому что в этом случае человек мнит о себе. Как писал Игнатий Брянчанинов: «Мнение – это присвоение себе достоинств, данных Богом, и сочинение для себя достоинств несуществующих». Человек мнит о себе, что достиг духовных достоинств и благодати, ими услаждается и над собой не работает, «постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, наслаждения, основывает на них ложное понятие о себе, вообще ложный образ мыслей и ложное настроение души (чувства), приходит в упоение собой, в разгорячение, восторженность.

Прелесть в себе можно узнать по следующим признакам:
1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю Учителю, начальнику, мужу.
2) Устремление на себя — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).
3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Отца Небесного. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.
4) «Ожидание благодати свидетельствует о скрытом удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью следует прелесть» (Игнатий Брянчанинов).
5) Тяга к превознесению в благоприятных обстоятельствах и скорое падение в уныние, злость, обиду при неудачах.

Как предохранить себя от прелести:
1) Самым действенным средством является – быть в послушании Учителю, духовному наставнику, а если невозможно иметь такое руководство, советоваться с теми людьми, которые преуспели в духовной мудрости.
2) Соблюдать молитвенное правило, читать духовную литературу.
3) Также надо опасаться того, чтобы иметь мнения, не согласные с Законом Божиим, с Божьей волей, с мнением учителя и руководителя.
4) Надо ставить свое мнение под сомнение, быть чуткими к мнению друзей и окружающих, быть внимательным к их суждениям и продумывать тщательно все свои разногласия с ними. Надо помнить, что Бог часто обличает нас устами наших близких.
5) Не стремиться к умственным и телесным подвигам, превышающим силы. Бог любит смирение, а безумной ревности к сверхсильным подвигам, каким бы то ни было, не приемлет, потому что в стремлении к сверхсильному подвигу – гордость и самомнение. Подвиг сверх силы, по учению святых Отцов, очень вреден и приносит или смущение, или самомнение, или то и другое попеременно, что и служит доказательством, что в сверхсильном подвиге нет истины, но он есть ложное состояние души. Также следует, помнить, что без Божьей помощи, своими силами мы не можем привести душу в порядок.
6) Всякий род духовной прелести основывается на духовной гордости человека. Чтобы избежать прелести, необходимы многие добродетели – смирение, страх Божий, память о своих грехах, покаяние.
7) «Не нужно мнить о себе, что ведешь борьбу со страстями, рисовать в воображении, что испытываешь искушения, особенно когда сам до этого потакал своим страстям. Это самомнение развивает гордость и прелесть, оно опаснее борьбы со страстями» (Игнатий Брянчанинов).

Информация с сайта Наука Отцов Небесных

Оставьте комментарий

rfwbs-slide