Как мы ведём себя дома, на улице или в магазине? Когда я вечером прошла по улицам своего города, то обратила внимание на то, что молодёжь очень много и громко использует ненормативной лексики в общественных местах, употребляют алкоголь, курят, войдя в автобус, увидела, что дети не уступают место старшим людям, женщинам… Почему же многие наши дети столь невежливы, неуважительны?
Конечно, воспитание начинается в семье, с родителей. Какие отношения в семье друг к другу, такое отношение к людям и понесет ребёнок в мир. Очень трудно исправлять человеку в себе то, что заложено неправильным воспитанием в семье.
А какое отношение взрослых к такому поведению молодёжи? Часто, отведя взгляд, проходим мимо нарушения общественного порядка, хотя есть возможность повлиять на ситуацию и исправить, мамочки в автобусе сами усаживают своих малых детей на место и скандалят, если кто-нибудь попросил уступить его пожилому человеку. Порой мы, взрослые, подаем пример неуважительного отношения к окружающим нас людям, пример того, как не нужно себя вести.
В нашем городе объявили акцию «Наши вежливые дети».
И в одной из школ провели исследования на тему «Культура школы». Сначала попросили детей выставить оценки по разным параметрам: чистота, оформление школы, культура проведения мероприятий в школе и в классе, культура общения с учителями, учениками, культура поведения на перемене, на уроке… То, что касалось оформления школы, чистоты и уюта в ней, подготовки и проведения школьных мероприятий, оценили от 7 до 9 баллов по 10-тибалльной шкале. Что касается вопросов, связанных с воспитанием – оценка оказалась низкой – 4-5 баллов.
Также с детьми разного возраста провели анкетирование, решали с ними ситуативные задачи, с малышами играли в игры. Каковы же результаты?
Все виды исследований показали, что теоретически о правилах поведения в обществе дети знают. Но практика показала, что в жизни эти знания применять могут далеко не все. 60 процентов старшеклассников ответили, что «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, извините и др. – в жизни не обязательны, между собой ребята их употребляют очень редко, не хотят выглядеть «слабыми». Проявить заботу, сказать доброе слово однокласснику или однокласснице даже в ходе занятий некоторые отказались, а кто-то попросился к классному руководителю – «только Вам на ушко». Когда начали выяснять, почему ребятам тяжело говорить добрые слова, проявлять заботу друг о друге, оказалось, что в семьях в свой адрес эти дети не слышат таких слов, общение в семье происходит только с позиции – подай, принеси, иди делай уроки, убери, пропылесось, помой посуду, сейчас выключу компьютер… Есть мамы, которые по своему нежеланию приложить усилия, помочь детям в учёбе, убедили детей в их «неталантливости» и направляют «в шахту лопатой махать». Хотя их дети мыслящие, с большим потенциалом способностей. Во многих семьях отсутствует уважительное, доверительное отношение взрослых к детям. Отсюда и неверие детей в себя, недоверие к взрослым, неумение заботиться, уважать, понимать…
Учителя были удивлены такими результатами. Многим захотелось ближе узнать своих учеников, больше проявить понимания, любви, заботы. Эта работа сблизила детей и взрослых, раскрыла возможность подружиться, выстроить доверительные отношения. Важно не потерять этот ключик, использовать его, увеличивая количество любви, доверия, заботы, уважения в своей душе и в душах наших детей.
Информация с сайта Не Иерусалим